Старение масла

Помимо загрязнения имеется другой фактор, снижающий общую эффективность масла. Речь идет о деградации масла, которую вызывают такие причины, как: низкая температура охлаждающей жидкости, высокая влажность воздуха, изменение расхода масла, несоответствие между нагрузкой и оборотами двигателя, использование некачественного топлива, плохое техническое обслуживание. Деградация проявляется тремя различными способами. В моторном масле появляются продукты окисления, серные вещества или продукты нитрации.

Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже 80°С, даже при содержании серы в топливе менее 5%, приводит к образованию кислотных паров, которые способствуют коррозионному разрушению деталей двигателя. В условиях повышенной влажности (85% и более) весьма вероятно образование кислотных паров, которые вызывают дополнительную коррозию элементов двигателя.

Увеличенный против нормативов расход масла является характерным признаком износа поршневых колец и гильз цилиндров двигателя. В этом случае чрезвычайно важное значение имеет подача насосом необходимого количества масла в зону расположения поршневых колец.

Нагрузка двигателя играет важнейшую роль в деградации масла. Дизели, работающие на номинальных оборотах с высокой нагрузкой, эксплуатируются с максимальной эффективностью по отношению как к системе охлаждения, так и к системе смазки. Однако если нагрузка снижается, а двигатель продолжает работать на номинальных оборотах, может произойти переохлаждение силовой установки, которое приведет к увеличению прорыва газов в картер и повышенному износу гильз и поршневых колец.

Наиболее оптимальным для современных дизелей является топливо, у которого содержание серы менее 0,5%, цетановое число не менее 40, вязкость 1,9—4,1 сантистокс при 40°С, границы конечной температуры перегонки (90%) от 280 до 340°С. Использование некачественного топлива негативно сказывается на работе двигателя, поскольку более тяжелые дистиллятные вещества не полностью сгорают во время работы двигателя на высоких оборотах. В этом случае повышается концентрация сажи и других несгоревших и частично сгоревших составляющих топлива, которые способствуют ускоренному образованию отложений. Состав топлива можно узнать на автозаправочных станциях, где должны быть соответствующие документы.

Слишком длительные интервалы смены масла и фильтров, наряду с другими проявлениями плохого технического, обслуживания, приводят к образованию отложений, которые невозможно устранить последующими сменами масла через регламентированный интервал времени.

Большое значение имеет способность масла, за счет включения щелочных соединений, нейтрализовать побочные сернистые продукты (серная и сернистая кислоты), содержащиеся в дизельном топливе и таким образом замедлить коррозионное повреждение двигателя. Показатель такого резерва именуется общим щелочным числом (ОЩЧ).

Следует помнить, что серная кислота, образующаяся из-за высокого содержания серы в топливе, считается одним из главных врагов дизеля. Для борьбы с этим пагубным явлением необходимо использовать надлежащие виды топлива и знать содержание серы в топливе, производя анализ или получая необходимую информацию у поставщиков. Если этого не удается сделать, нужно использовать моторное топливо с общим щелочным числом, соответствующим содержанию серы в топливе. Для современных дизелей оптимальным является масло с ОЩЧ, равным 10, если содержание серы в топливе равно 0,5%. Следует строго придерживаться рекомендаций и нормативов по периодичности смены масла. В случае необходимости при высоком содержании серы в топливе (более 1%) следует сократить вдвое интервалы смены масла для дизелей с непосредственным впрыском топлива. На дизельных двигателях с предкамерным впрыском топлива следует использовать моторное масло с ОЩЧ 20, если содержание серы в топливе не превышает 1%. В случае более высокого содержания серы в топливе необходимо в два раза сократить интервал между сменами масла. Вместе с тем следует также учитывать, что моторное масло, используемое для нейтрализации воздействия кислот, обладает большей зольностью, которая способствует образованию отложений.

Сдерживающим фактором, снижающим вероятность образования серных кислот, является правильный температурный режим системы охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть не менее 80°С, что сводит к минимуму негативное воздействие серы, оптимальный температурный интервал должен находиться в границах 85 — 95°С. Для его поддержания следует тщательно проводить регулировку термостата.

Наиболее действенным способом, предотвращающим повреждение дизеля, связанного с применяемым маслом, являются: постоянный внешний осмотр двигателя, позволяющий выявить утечки масла, проверка давления масла по манометру, поскольку изменение давления является признаком неисправности, начиная от повреждения маслонасоса и кончая заклиниванием предохранительного клапана, контроль за уровнем масла. Низкий уровень масла является следствием его повышенного расхода, утечки или повреждения маслопровода.

Не менее важным является строгое соблюдение интервалов смены масла и фильтров. Для зарубежных дизелей смену минерального масла необходимо производить через каждые 10—12 тыс. км, для отечественных этот показатель 7—8 тыс. км. Данное обстоятельство имеет огромное значение для предотвращения загрязнения или деградации масла, особенно при использовании высокосернистого топлива.

Только при строгом соблюдении вышеперечисленных мер можно рассчитывать, что ресурс отечественных и зарубежных дизелей последнего поколения в эксплуатационных и климатических условиях России будет достигать 600...800 тыс. км и более.